Якоб Нильсен, специалист по юзабилити с большим опытом работы в данной сфере, в одном из своих последних руководств по созданию мобильных версий сайтов чётко сформулировал: для максимального удобства пользователей необходимы 2 сайта, 2 дизайна и кросслинкинг, чтобы всё это работало. Такой вывод был сделан на основе тестирования сотен различных сайтов.
Брюс Лоусон, соавтор популярной книги «Изучаем HTML5», в своей статье-рецензии высказал несогласие по этому поводу, приведя в качестве примера ситуацию, произошедшую с сайтом сети английских супермаркетов Tesco. Данная сеть супермаркетов создала отдельный сайт, которым могли бы пользоваться люди с ограниченными возможностями. Внедрение подобного сайта создало дополнительный приток клиентов и увеличило прибыль компании, однако, некоторые пользователи были недовольны следующей ситуацией: на «стандартном» сайте появлялись рекламные предложения различных акций, в это же время подобные рекламные предложения были недоступны на сайте для людей с ограниченными возможностями. Такой подход к созданию специальных версий сайтов, в который входит и «отключение некоторого функционала и устранение некоторого контента», может создать неудобство для пользователей. В итоге Tesco пришли к решению перемещения функционала специального сайта на основной сайт.
В некоторых случаях создание отдельного мобильного сайта является единственным решением ввиду специфики данного сайта. Кроме того, зачастую рефакторинг действующего десктопного сайта, его тестирование и оптимизация могут потребовать больше времени и затрат, а также требует наличия более опытных специалистов. А в случае, если сайт управляется CMS, то зачастую действительно проще создать параллельный сайт с такой же структурой, но с оптимизированным под мобильные устройства шаблоном вывода контента.
Следующий спорный тезис Нильсена: «Редирект мобильных пользователей на мобильную версию сайта». Существуют способы определения типа устройства, с которого посетитель заходит на сайт, и зачастую критерием перенаправления будет название и версия браузера, но существуют и обратные возможности, то есть скрытие или подмена названия браузера. К тому же, сама система определения типа браузера требует постоянного обновления. Более эффективным в данном случае кажется добавление на основной сайт заметной ссылки для перехода на мобильную версию сайта, а также размещение на мобильной версии сайта ссылки для перехода на десктопный сайт. Это необходимо в случае отсутствия некоторого функционала в мобильной версии сайта.
И наконец, существует статистика, согласно которой около 25% жителей США практически всегда заходят в Сеть только с мобильных устройств. Разумно ли заставлять такую огромную аудиторию переходить на неадаптированную под мобильные устройства версию сайта для получения доступа к полному функционалу сайта?
Бесспорно, юзабилити для мобильных сайтов куда более важна, нежели для десктопных сайтов. Нильсен, исходя из этого, опять же предлагает создавать отдельные сайты для мобильной аудитории. И с этим можно поспорить, если признать, что большинство сайтов неудобны для просмотра на смартфонах и планшетах потому, что они неудобны для просмотра и на мониторе. Располагая большим пространством для размещения информации, владельцы сайтов зачастую обращают меньше внимания на оптимизацию вида страниц под нужды посетителей.
Ниже представлен пример, который очень наглядно демонстрирует такую ситуацию. Левый круг включает в себя содержимое главной страницы сайта университета. Правый круг отображает реальные нужды пользователей, которые посещают этот сайт.
Хороший сайт должен быть минималистичным, максимально функциональным и соответствовать потребностям посетителей, иными словами: «ничего лишнего, всё необходимое». При удовлетворении этих условий сайт будет удобен для просмотра на любом устройстве.
В одной из прошлых публикаций Нильсен предлагал компаниям не принимать в расчёт пользователей обычных мобильных телефонов, так как количество трафика с подобных устройств незначительно. В ответ Лоусон приводит статистику, полученную Opera за последние месяцы. Исходя из неё, количество новых пользователей Opera Mini (браузер, предназначенный в первую очередь для «обычных трубок») увеличилось на 78% за последний год, а количество трафика — на 142%. Выходит, мобильные телефоны всё ещё очень популярны, особенно в Африке и Восточной Европе, где многие люди не могут позволить себе высокотехнологичный смартфон.
Конечно, вы можете сказать, что эта аудитория не приходит на ваш сайт, поэтому вам и не нужно оптимизировать свой сайт, но возможно, что эта аудитория не приходит именно потому, что ваш сайт не оптимизирован?
Небольшая выдержка из W3C Mobile Web best practices:
«Единая Сеть подразумевает создание информации и сервисов, доступных пользователям независимо от используемого ими устройства. При этом информация не обязательно должна представляться в абсолютно одинаковом виде на различных типах устройств. Должны учитываться ограничивающие факторы, присущие мобильным устройствам, такие как ширина мобильных каналов связи и т.д. Более того, некоторые сервисы и информация изначально нацелены и ориентированы на определённые группы пользователей.»Всегда будут возникать случаи, когда создание отдельного сайта для мобильных устройств будет единственным приемлемым решением, но не стоит считать такой подход обязательным во всех остальных случаях. Возможно, использование инструентов, реализующих Responsive Design, может быть более выгодно вам как с точки зрения финансовых и временных затрат, так и с точки зрения удобства для посетителей.
http://www.optimization.com.ua/articles/nuzhen-li-otdelnyiy-sayt-dlya-mobilnyih-ustroystv.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий